25 января 2016
Рюкзак — заклятый друг и верный спутник любого туриста, охотника или рыбака. К покупке «спиногрыза» можно и нужно подготовиться теоретически. Об этом сейчас и пойдет речь.
Основной критерий различия рюкзаков — их размер, а точнее объём, измеряющийся, как ни странно, в литрах, что является неисчерпаемой темой для туристских шуток. Городской рюкзачок, а также заплечные мешочки альпинистов или велосипедистов — 18–30 литров. Средние рюкзаки — от 30 до 55 литров, предназначены для выездов на природу и небольших походов на один–два дня. Для серьёзных путешествий, когда рюкзак должен вместить как минимум спальник, палатку, запас еды и одежды, подходят мешки от 60 до 100 литров. Свыше 100 — это уже экспедиционные баулы или мешки для переноски байдарок.
Крайности в размерах одинаково чреваты. Чтобы вместить все нужные вещи в маленький рюкзак, надо уметь их утрамбовывать, и всё равно многие оставшиеся «за бортом» предметы придётся навешивать снаружи (хотя некоторые туристы считают рюкзак символом бесконечности). Слишком большой рюкзак набьётся совершенно ненужными вещами, отравит своим весом поход и наградит радикулитом. Оптимальный размер туристского рюкзака: 80–90 литров — для мужчин, 60–70 — для женщин.
Однажды, накануне 23 февраля, довелось наблюдать попытки женщины, явно далёкой от туризма и охоты, приобрести в подарок рюкзак и потуги продавца, тоже, видимо, мало знакомого с туризмом, ей помочь. Стало, искренне, жаль, того, кому подарок предназначался. Но на самом деле всё просто. Всё многообразие моделей рюкзаков сводится к трём основным типам.
Станковые. У них есть прямоугольная жёсткая металлическая или пластиковая рама (станок), к которой с помощью люверсов и шплинтов крепится мешок. Раньше станковые рюкзаки делались на оборонных заводах, сейчас практически не производятся. Рамы в основном либо хлипкие, либо неподъёмные.
Мягкие. Так называют рюкзаки, которые не имеют никаких жестких элементов каркаса. По объему это могут быть как очень большие, так и совсем маленькие рюкзаки. Основные плюсы такой конструкции - минимальный вес, возможность компактно свернуть пустой мешок и убрать, например, в байдарку или каяк. Для придания жесткости рюкзак этого типа надо правильно уложить, а это целая наука. Один из вариантов - внутрь укладывают пенополиэтиленовый коврик: либо жесткий лист вдоль спины, либо сворачивают длинный коврик по всей окружности рюкзака.
Правильно уложенный мягкий рюкзак ни в чем не уступает более продвинутым каркасным моделям. На Аляске проводятся ежегодные соревнования рэйнджеров, один из этапов - переноска максимального груза на определенное расстояние. Рюкзак при этом самый простой, такой же, как был у героев Джека Лондона. Так вот, участники соревнований переносят по горной тропе почти 100 кг!
Не смотря на простоту таких моделей, по-прежнему популярность в среде охотников и рыболовов пользуются заслуженные ветераны – «Охотник», «Контур», «Динго» и «Медведь» от NOVA TOUR.
Каркасные. В принципе, все современные рюкзаки свыше 50 литров относятся к этому типу. Они имеют в себе латы жёсткости, специальные дюралевые пластины (каркас), которые делают спину рюкзака жёсткой и позволяют носить груз без вреда для позвоночника.
Большинство рюкзаков такого типа имеют «плавающую» подвеску (подвеска — это то, чем вещмешок крепится к человеку: лямки, пояс, спинные и поясничные опоры), когда точка присоединения лямок к рюкзаку перемещается по вертикали, регулируясь под рост владельца, что делает рюкзак более универсальным. Как, например, модели - «Тибет», «Юкон» и «Абакан» ТМ «NOVA TOUR». Длина лямок также должна регулироваться. На уровне груди к лямкам часто пришивается стяжка, чтобы они не соскакивали с плеч. Но на рюкзаке с хорошо подобранной подвеской грудная стяжка не нужна. Лямки не должны быть ни узкими, ни чересчур широкими. Для среднего человека оптимальна ширина 6–7 см. Набивка их должна быть мягкой, в то же время лямки не должны сминаться. Для набивки обычно используются различные вспененные пластики. Материал на краях лямок не должен ползти и разлохмачиваться.
Необходимая деталь любого современного рюкзака — пояс. Он позволяет перенести более половины веса на бёдра, разгружая позвоночник и плечи. Кроме того, пояс фиксирует рюкзак на спине, не давая ему болтаться из стороны в сторону. Он должен быть достаточно широким (сантиметров десять) и, как и лямки, мягким, но держащим форму и не сминающимся. Застёгнутый и отрегулированный пояс должен опускаться на бёдра и заклиниваться.
Также при покупке не стоит пренебрегать такими полезными мелочами, как наличие верхнего клапана с наружным и внутренним карманами, а также нижнего входа, отделённого от основного объёма рюкзака. Этот вход иногда называется «мышиной норой» и он имеет свой вход с фронтальной стороны рюкзака, что позволяет достать снизу спальник, не вытаскивая всю остальную поклажу. Убедиться в практичности подобных моделей можно также на примере рюкзаков NOVA TOUR.
Стоит обратить внимание на наличие различных приспособлений для крепления груза (альпинистского снаряжения, верёвок, удочек, коврика, палатки, сохнущих носков и другого необходимого снаряжения) снаружи, это всевозможные ремешки и лямки.
Ткань рюкзака должна быть прочной, износостойкой и непромокаемой. Самые распространённые из рюкзачных материалов Cordura и Oxford. Отличие их состоит в том, что Oxford мягче и легче, чем Cordura, но последний позволяет сохранять форму при неполном наполнении или вообще, когда рюкзак пустой, а также этот материал прочнее и дольше не промокает. Кстати, какой бы ни была ткань, сильный ливень всё равно промочит и вещмешок, и всё его содержимое, поэтому в комплекте предпочтительней иметь и защитный гермочехол.
При покупке рюкзака надо обязательно проверить, как он «сидит». Настраивать рюкзак нужно загруженным, только так можно оценить его «поведение» на спине. Надев рюкзак, застёгиваете и подгоняете пояс. Затягивать пояс надо достаточно плотно, чтобы он держал груз, но не мешал дышать и двигаться. Затем подтягиваете лямки так, чтобы вес груза распределился между лямками и поясом более или менее равномерно. Точка крепления лямок к рюкзаку должна при этом оказаться примерно на уровне середины лопаток или чуть выше. Если это место оказалось заметно выше или ниже, необходимо переставить плавающую подвеску или подобрать другой рюкзак по росту. В последнюю очередь подтягиваете верхние плечевые оттяжки до положения, при котором не ощущаются колебания рюкзака вперёд и назад.
Итак, надеемся, небольшой ликбез поможет Вам сориентироваться в изобилии рюкзачной продукции. Удачных Вам путешествий!
Крайности в размерах одинаково чреваты. Чтобы вместить все нужные вещи в маленький рюкзак, надо уметь их утрамбовывать, и всё равно многие оставшиеся «за бортом» предметы придётся навешивать снаружи (хотя некоторые туристы считают рюкзак символом бесконечности). Слишком большой рюкзак набьётся совершенно ненужными вещами, отравит своим весом поход и наградит радикулитом. Оптимальный размер туристского рюкзака: 80–90 литров — для мужчин, 60–70 — для женщин.
Выбираем
Как правильно выбрать рюкзак в магазине? Какие вообще бывают рюкзаки?Однажды, накануне 23 февраля, довелось наблюдать попытки женщины, явно далёкой от туризма и охоты, приобрести в подарок рюкзак и потуги продавца, тоже, видимо, мало знакомого с туризмом, ей помочь. Стало, искренне, жаль, того, кому подарок предназначался. Но на самом деле всё просто. Всё многообразие моделей рюкзаков сводится к трём основным типам.
Станковые. У них есть прямоугольная жёсткая металлическая или пластиковая рама (станок), к которой с помощью люверсов и шплинтов крепится мешок. Раньше станковые рюкзаки делались на оборонных заводах, сейчас практически не производятся. Рамы в основном либо хлипкие, либо неподъёмные.
Мягкие. Так называют рюкзаки, которые не имеют никаких жестких элементов каркаса. По объему это могут быть как очень большие, так и совсем маленькие рюкзаки. Основные плюсы такой конструкции - минимальный вес, возможность компактно свернуть пустой мешок и убрать, например, в байдарку или каяк. Для придания жесткости рюкзак этого типа надо правильно уложить, а это целая наука. Один из вариантов - внутрь укладывают пенополиэтиленовый коврик: либо жесткий лист вдоль спины, либо сворачивают длинный коврик по всей окружности рюкзака.
Правильно уложенный мягкий рюкзак ни в чем не уступает более продвинутым каркасным моделям. На Аляске проводятся ежегодные соревнования рэйнджеров, один из этапов - переноска максимального груза на определенное расстояние. Рюкзак при этом самый простой, такой же, как был у героев Джека Лондона. Так вот, участники соревнований переносят по горной тропе почти 100 кг!
Не смотря на простоту таких моделей, по-прежнему популярность в среде охотников и рыболовов пользуются заслуженные ветераны – «Охотник», «Контур», «Динго» и «Медведь» от NOVA TOUR.
Каркасные. В принципе, все современные рюкзаки свыше 50 литров относятся к этому типу. Они имеют в себе латы жёсткости, специальные дюралевые пластины (каркас), которые делают спину рюкзака жёсткой и позволяют носить груз без вреда для позвоночника.
Большинство рюкзаков такого типа имеют «плавающую» подвеску (подвеска — это то, чем вещмешок крепится к человеку: лямки, пояс, спинные и поясничные опоры), когда точка присоединения лямок к рюкзаку перемещается по вертикали, регулируясь под рост владельца, что делает рюкзак более универсальным. Как, например, модели - «Тибет», «Юкон» и «Абакан» ТМ «NOVA TOUR». Длина лямок также должна регулироваться. На уровне груди к лямкам часто пришивается стяжка, чтобы они не соскакивали с плеч. Но на рюкзаке с хорошо подобранной подвеской грудная стяжка не нужна. Лямки не должны быть ни узкими, ни чересчур широкими. Для среднего человека оптимальна ширина 6–7 см. Набивка их должна быть мягкой, в то же время лямки не должны сминаться. Для набивки обычно используются различные вспененные пластики. Материал на краях лямок не должен ползти и разлохмачиваться.
Необходимая деталь любого современного рюкзака — пояс. Он позволяет перенести более половины веса на бёдра, разгружая позвоночник и плечи. Кроме того, пояс фиксирует рюкзак на спине, не давая ему болтаться из стороны в сторону. Он должен быть достаточно широким (сантиметров десять) и, как и лямки, мягким, но держащим форму и не сминающимся. Застёгнутый и отрегулированный пояс должен опускаться на бёдра и заклиниваться.
Также при покупке не стоит пренебрегать такими полезными мелочами, как наличие верхнего клапана с наружным и внутренним карманами, а также нижнего входа, отделённого от основного объёма рюкзака. Этот вход иногда называется «мышиной норой» и он имеет свой вход с фронтальной стороны рюкзака, что позволяет достать снизу спальник, не вытаскивая всю остальную поклажу. Убедиться в практичности подобных моделей можно также на примере рюкзаков NOVA TOUR.
Стоит обратить внимание на наличие различных приспособлений для крепления груза (альпинистского снаряжения, верёвок, удочек, коврика, палатки, сохнущих носков и другого необходимого снаряжения) снаружи, это всевозможные ремешки и лямки.
Ткань рюкзака должна быть прочной, износостойкой и непромокаемой. Самые распространённые из рюкзачных материалов Cordura и Oxford. Отличие их состоит в том, что Oxford мягче и легче, чем Cordura, но последний позволяет сохранять форму при неполном наполнении или вообще, когда рюкзак пустой, а также этот материал прочнее и дольше не промокает. Кстати, какой бы ни была ткань, сильный ливень всё равно промочит и вещмешок, и всё его содержимое, поэтому в комплекте предпочтительней иметь и защитный гермочехол.
При покупке рюкзака надо обязательно проверить, как он «сидит». Настраивать рюкзак нужно загруженным, только так можно оценить его «поведение» на спине. Надев рюкзак, застёгиваете и подгоняете пояс. Затягивать пояс надо достаточно плотно, чтобы он держал груз, но не мешал дышать и двигаться. Затем подтягиваете лямки так, чтобы вес груза распределился между лямками и поясом более или менее равномерно. Точка крепления лямок к рюкзаку должна при этом оказаться примерно на уровне середины лопаток или чуть выше. Если это место оказалось заметно выше или ниже, необходимо переставить плавающую подвеску или подобрать другой рюкзак по росту. В последнюю очередь подтягиваете верхние плечевые оттяжки до положения, при котором не ощущаются колебания рюкзака вперёд и назад.
Области применения
Экспедиционные рюкзаки.
Так принято называть рюкзаки объемом свыше 80 литров, предназначенные для длительных путешествий и самого жесткого использования. Практически все, что было сказано о конструкции рюкзака, имеет свое воплощение в экспедиционных моделях NOVA TOUR.Если вы собираетесь совершать пешие или лыжные многодневные походы в горах, носить большой груз - вам понадобится такой рюкзак.Штурмовые рюкзаки.
Объем штурмового рюкзака - от 30 до 80 литров. Не обязательно идти с ним на штурм заснеженных вершин - под эту категорию попадают и рюкзаки для двух-трех дневных выездов за город. Современный штурмовой рюкзак - это как бы уменьшенная копия экспедиционного. Он легче экспедиционного, обычно менее 1,5 кг.Городские рюкзаки.
Спортивный стиль в моде. Поэтому столь популярны городские рюкзаки для повседневного использования. Кроме того, это просто удобно. Объем городского рюкзака колеблется в пределах от 10 до 30 литров. Что касается конструкции и внешнего вида, то тут есть где разгуляться дизайнерам! Впрочем, чаще всего все-таки на первый план выходит функциональность. Забавно, но габариты городского рюкзака в первую очередь определяются размерами ... стандартного машинописного листа формата А4. Предполагается, что документы в папке должны влезать в рюкзак, не сминаясь. Если влезет стопка бумаги, то скорее всего влезет и ноутбук, пара бутербродов, бутылка минералки, спортивная форма для вечерней тренировки и книжка для прочтения в метро по пути домой. Больше ничего от такого рюкзак и не требуется.Итак, надеемся, небольшой ликбез поможет Вам сориентироваться в изобилии рюкзачной продукции. Удачных Вам путешествий!